Печать

Прокурор города Белоярский, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении администрации Белоярского района принять меры для постановки земельных участков, занятых городскими лесами, площадью 5155 га, на кадастровый учет в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что постановлением администрации Белоярского района от 16 июня 2009 года № 866 утвержден лесохозяйственный регламент городских лесов города Белоярский, в соответствии с которым на землях населенного пункта город Белоярский, на площади 5155 га находятся городские леса, которые относятся к категории защитных лесов. Постановка лесов на кадастровый учет является обязательной в силу закона. Однако администрацией Белоярского района, в нарушение требований действующего законодательства, земельные участки, занятые городскими лесами на кадастровый учет не поставлены.

Ответчик ссылался на то, что действующее законодательство не содержит правила, обязывающего органы местного самоуправления в безусловном порядке осуществлять мероприятия по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами. Отсутствие в государственном кадастре сведений о земельных участках, занятых городскими лесами, не ограничивает (не нарушает) права неопределенного круга лиц. Имеет место необоснованное вмешательство в деятельность администрации, которая будет вынуждена потратить более 40 млн. руб. на землеустроительные мероприятия, которые через пять лет, в силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утратят свое значение, в то время как эти средства могут быть направлены на строительство муниципальных дорог, спортивных объектов, социального жилья, благоустройство города и т.д.

Удовлетворяя требования прокурора суд исходил из следующего.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное пространство.

Леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), из состава лесного фонда, который находится в федеральной собственности, были исключены в силу ст. 7,10 Лесного кодекса РФ 1997 года.

Статьей 102 Лесного кодекса РФ городские леса отнесены к защитным лесам, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Отнесение лесов к защитным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Лесохозяйственный регламент городских лесов г. Белоярский утвержден Постановлением администрации г. Белоярский от 16 июня 2009 года № 866.

В силу ст. 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Поскольку государственная собственность на городские леса г. Белоярский не разграничена, администрация Белоярского района в силу указанных норм осуществляет распоряжение лесными участками в соответствии с земельным законодательством, а также обязана проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции по правилам гл.5 Лесного кодекса РФ, материалы которого составляют основу лесохозяйственного регламента.

Данное обстоятельство подтверждается принятием ответчиком вышеозначенного лесохозяйственного регламента. В свою очередь, принятие регламента, содержащего условия и предъявляемые требования по надлежащему использованию лесов, определяет и соответствующую обязанность по постановке участков на кадастровый учет.

В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 1 которого установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Отсюда, надлежащим доказательством принадлежности земельного участка к конкретной категории земель, в частности к городским лесам, являются данные государственного кадастрового учета, полномочиями по инициированию которого наделен орган местного самоуправления в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования.

Отсутствие кадастрового учета может повлечь уменьшение площади городских лесов, вследствие незаконной рубки, застройки и т.д., а их сохранение касается интересов неопределенного круга лиц.

Судом апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

Возврат к списку