Печать

В определении Верховного Суда РФ от 31.01.2018 по делу N 305-ЭС17-10622, А41-25079/2016 рассмотрено требование Департамента Росприроднадзора о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению госоргана, управляющая организация не исполнила обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в размещении отходов производства и потребления.

Отказывая в иске, Верховный суд РФ указал, что, так как в спорный период отсутствовала законодательно установленная обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов, управляющая организация не приобретала права собственности на такие отходы, не размещала и не утилизировала их по смыслу ФЗ "Об отходах производства и потребления", поэтому не является субъектом, обязанным вносить данную плату.

Так, в соответствии с законом об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

При этом плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, Законом об охране окружающей среды и Законом об отходах как в редакции, действовавшей в спорный период (2014 - 2015 годы), так и в редакции, вступившей в действие с 01.01.2016, на физических лиц, не ведущих хозяйственной либо иной коммерческой деятельности, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов.

Управляющие организации, обеспечивая в соответствии с договорами на управление общим имуществом многоквартирных домов, сбор и вывоз коммунально-бытовых отходов, являющихся следствием жизнедеятельности физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, действуют, фактически, как представители собственников помещений, а не как лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов по смыслу Закона об отходах. Поскольку на собственников помещений - физических лиц обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения права осуществлять хозяйственную и иную деятельность законом не возложена, такая обязанность не может возникнуть и у управляющей организации.

Не имеется также оснований полагать, что управляющая организация должна вносить плату за размещение отходов за юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, поскольку при наличии оснований, указанных в Законе об охране окружающей среды и Законе об отходах, такие лица являются самостоятельными субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, образовавшихся в результате их хозяйственной и (или) иной деятельности.

Кроме того, из анализа жилищного законодательства следует, что у управляющих организаций имеется только обязанность в интересах собственников помещений организовать сбор и вывоз мусора, принадлежащего последним, а не переход к ней права собственности на отходы.

Суд также акцентировал внимание на том, что правовая неопределенность или законодательный пробел в действовавшем до 01.01.2016 регулировании платы за негативное воздействие на окружающую среду не могут быть истолкованы в сторону, ухудшающую правовое положение управляющей организации как хозяйствующего субъекта в споре с государственным органом.

Согласно внесенным с 01.01.2016 изменениям в Закон об охране окружающей среды, Закон об отходах и Жилищный кодекс РФ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению, а в состав платы за коммунальные услуги включен тариф, устанавливаемый органами государственной власти субъектов РФ, за размещение твердых коммунальных отходов в целях компенсации расходов региональных операторов, осуществляющих деятельность по размещению отходов, по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, только с 01.01.2016 у собственников помещений в многоквартирном доме возникла обязанность участвовать в финансировании расходов региональных операторов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом собственники помещений в многоквартирных домах по-прежнему обязаны вносить плату за содержание общего имущества, включающую в себя, в том числе, и плату за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению

Возврат к списку