Печать

В отдельных муниципальных образованиях нормативными правовыми актами утверждены положения о родительских (родительско-педагогических) патрулях общеобразовательных учреждений в муниципальных образованиях.

Данные акты принимались в целях решения предусмотренного Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопроса местного значения по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка»).

Федеральным законом от 2 апреля 2014 года №70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» пункт 33 части 1 статьи 14, пункт 37 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложены в новой редакции, а полномочие органов местного самоуправления поселений и городских округов определено как «оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин». Внесенные изменения направлены на реализацию Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», вступившего в силу в июле 2014 года.

Указанный Федеральный закон закрепляет правовые основы сотрудничества полиции и населения, а также устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, предусматривает обязанность органов местного самоуправления по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условия для деятельности народных дружин в соответствии с полномочиями, установленными данным Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Также обращаем внимание, что вступил в силу Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 ноября 2014 № 95-оз «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В связи с вступлением в силу данного закона признан утратившим силу Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1 июля 2013 года № 58-оз «Об участии граждан в охране общественного порядка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В связи с этим органам местного самоуправления предлагается провести мониторинг муниципальных нормативных правовых актов в указанной сфере с учетом изменений действующего законодательства.

Помимо прочего в отдельных муниципальных нормативных правовых актах встречаются положения, регламентирующие деятельность территориальных отделов Министерства внутренних дел России и их должностных лиц.

Согласно пункту «г» статьи 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности находятся в ведении РФ. Министерство внутренних дел РФ, включая его территориальные органы, входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие муниципальным органам в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Согласно частям 1, 2 статьи 3 указанного Федерального закона правовую основу деятельности полиции составляют РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, названный Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, законы субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности изданные в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в указанный Федеральный закон, а в случае, предусмотренном частью 3 названной статьи, порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Таким образом, порядок деятельности территориальных отделов Министерства внутренних дел РФ, иных территориальных федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц не может определяться муниципальными нормативными правовыми актами.

Возврат к списку