Печать

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин отнесено к вопросам местного значения поселения и городского округа.

Народной дружиной согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) является основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Частью 7 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 44-ФЗ образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В реализацию указанных норм образец удостоверения и положения о его выдаче установлены Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2014 № 95-оз «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон автономного округа № 95-оз).

В силу положений статей 3, 6, 7 Закона автономного округа № 95-оз органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут создавать координирующие органы (штабы), осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников, осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых территориальными органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка.

На основании изложенного, учитывая действующее законодательство, у органов местного самоуправления отсутствуют правовые основания для разработки и принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок организации деятельности дружины: задачи и направления деятельности дружины, порядок создания и прекращения деятельности дружины, образец удостоверения народного дружинника и порядок его выдачи.

Анализ муниципальных нормативных правовых актов, показал, что на сегодняшний день не приведены в соответствие муниципальные нормативные правовые акты отдельных городских и сельских поселений, утверждающие положения о добровольных пожарных дружинах и порядках их деятельности и принятые до вступления в силу Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее – Федеральный закон № 100-ФЗ).

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Статьей 5 Федерального закона № 100-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Частью 11 статьи 6 Федерального закона № 100-ФЗ установлено, что порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.09.2011 № 86-оз «О добровольной пожарной охране» регулирует правоотношения в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Согласно пункту 3 статьи 1 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют полномочия в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, установленные федеральным законодательством.

Учитывая изложенное муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности добровольных пожарных дружин, подлежат приведению в соответствие с действующим федеральным и региональным законодательством.

Возврат к списку