Печать

В муниципальных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления муниципальных услуг, утверждения перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг не учитываются положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Исходя из пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

Согласно части 1 статьи 7 указанного закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением этих услуг.

Например, для предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети в перечень необходимых и обязательных услуг включены такие услуги, как «изготовление технического паспорта объекта, в отношении которого ведется адресация (переадресация)» и «выдача документа (сведений) о сносе либо разрушении объекта недвижимости, подтвержденного актом снятия с технического учета».

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее – Правила) определен порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса. Пунктами 34 - 35 названных Правил утвержден перечень документов, представляемых с заявлением о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса, а также установлена обязанность уполномоченных органов запрашивать указанные документы в рамках межведомственного взаимодействия.

Вышеуказанные документы, получаемые в рамках услуг необходимых и обязательных, Правилами не предусмотрены.

Исходя из положений отдельных муниципальных правовых актов для предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» необходимыми и обязательными являются услуги по изготовлению технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и топографической съемки земельного участка, находящегося на межселенной территории.

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку указанного плана, утверждает его и предоставляет заявителю без взимания платы. Иной порядок предоставления градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа (не в составе проекта межевания территории) по обращению заявителя ГрК РФ не установлен.

ГрК РФ не предусмотрен также перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в его выдаче.

Кроме того, неправомерность требования дополнительных документов при выдаче градостроительного плана земельного участка обосновывается сложившейся судебной практикой, в соответствии с которой данный план не является документом, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на нем, а является исключительно информационным документом (Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2014 № 18-КГ14-96, Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2013 № 6-КГ12-11, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.11.2013 № ВАС-15255/13 и др.).

Таким образом, предъявление органом местного самоуправления заявителю требования о предоставлении им в дополнение к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка различных документов не соответствует законодательству. Данная позиция изложена в письме Минстроя России от 05.06.2015 № 17433-ЮР/09 «О неправомерных требованиях о предоставлении различных документов для целей выдачи градостроительных планов земельных участков».

Также обращаем внимание, что в отдельных муниципальных нормативных правовых актах, утверждающих перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными, не учитывается правовая природа понятия услуги, которая является необходимой и обязательной для предоставления муниципальной услуги.

Возврат к списку