Печать

В отдельных муниципальных образованиях нормативными правовыми актами утверждены порядки обмена, находящихся в собственности граждан жилых помещений, непригодных для проживания, а также расположенных в многоквартирных домах, подлежащих сносу, на жилые помещения, пригодные для проживания, расположенные на территории соответствующего муниципального образования.

При этом не учтено следующее.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений прямо определены статьей 14 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), в соответствии с которой органы местного самоуправления не уполномочены на установление порядка обмена, находящихся в собственности граждан, жилых помещений непригодных для проживания, а так же расположенных в многоквартирных домах, подлежащих сносу, других жилых помещений, на жилые помещения пригодные для проживания, находящиеся в собственности муниципального образования.

Иные федеральные законы, законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также не наделяют органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа полномочием по утверждению нормативным правовым актом соответствующего порядка.

Кроме того указанные муниципальные нормативные правовые акты не соответствуют статье 209 Гражданского кодекса РФ и нормам жилищного законодательства, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 72 и статьей 74 ЖК РФ предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели такого жилья. Регулирование договорных отношений (в том числе, договора мены) относится к гражданско-правовым отношениям.

Возврат к списку