Печать

Согласно статье 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года
№ 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон № 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанные списки утверждаются органом местного самоуправления, и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Из изложенного следует, что принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих процедуры обеспечения граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками, в том числе регистрации и учета заявлений граждан, находится в пределах компетенции органов местного самоуправления.

Вместе с тем определение порядка обеспечения граждан земельными участками для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством не отнесено.

Кроме того, отдельные муниципальные акты не учитывают изменения, внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 года
№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ)и Федеральный закон № 66-ФЗ, вступившие в силу с 1 марта 2015 года.

Так, статья 14 Федерального закона № 66-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с ЗК РФ с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Таким образом, установлен приоритет действия норм ЗК РФ в части регламентации вопросов предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

При этом ЗК РФ устанавливается различный порядок для предоставления земельных участков гражданам, являющимся членами некоммерческих объединений, созданных гражданами, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Также в муниципальных актах может устанавливается определенная доля граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных и дачных земельных участков,
в персональном составе членов некоммерческого объединения.

Следует отметить, что действующим законодательством органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по нормативному регулированию вопросов установления соответствующей доли граждан в составе членов некоммерческого объединения.

Возврат к списку