Печать

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ).

Часть 3 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗзакрепляет право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. При этом данное право ограничено случаями и пределами, которые предусмотрены Федеральным законом № 381-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона автономного округа
от 11 мая 2010 года № 85-оз «О государственном регулировании торговой деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 85-оз) органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством в области регулирования торговой деятельности разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 5 Закона № 85-оз установление порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, отнесено к полномочиям исполнительного органа государственной власти автономного округа в области государственного регулирования торговой деятельности (Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

В реализацию указанных положений Закона № 85-оз приказом Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2010 года № 1-нп утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектовна земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихсяв государственной собственности или муниципальной собственности (далее соответственно – приказ Депэкономики Югры № 1-нп, Схема).

Пунктами 5, 6 приложения к приказу Депэкономики Югры № 1-нп предусмотрено, что по результатам планирования размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает Схему по установленной форме. Разработанная Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний, в случае их проведения.

В силу вышеуказанных норм органы местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению Схемы, а не по определению Порядка ее разработки и утверждения.

Кроме того, в муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания условий для обеспечения жителей услугами торговли, включаются санитарные требования к санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли, условиям хранения и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов,
а также к условиям труда, ограничения (запреты) в отношении лиц, занимающихся торговой деятельностью.

Указанное не соответствует статье 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку в соответствии с данной нормой санитарные правила утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Возврат к списку