Печать

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Однако в отдельных муниципальных актах вышеназванные требования указываются не в полном объеме.

Наиболее часто нарушаются требования бюджетного законодательства в части отсутствия в актах положений о порядке возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

При этом данная норма федерального законодательства носит императивный характер в указанной части и не допускает невключения указанных положений в нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления субсидий, что подтверждается и судебной практикой (Определение Верховного суда Российской Федерации от 11.02.2015 № 43-АПГ14-13).

Также распространенным нарушением в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления субсидий, является отсутствие положений об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Кроме того, в соответствии со статьей 78 БК РФ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2016 года № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации») при предоставлении субсидий юридическим лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам. 

Возврат к списку