Печать

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 сентября 2016 г. N 25-АПГ16-2

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бузгулова Д.Ш. о признании недействующим решения Совета муниципального образования "Наримановский район" от 31 марта 2016 г. N 39 "Об утверждении Порядка учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении" по апелляционной жалобе Бузгулова Д.Ш. на решение Астраханского областного суда от 6 июня 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Бузгулова Д.Ш. и его представителя Исмуханова К.Б., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

решением Совета муниципального образования "Наримановский район" N 39 от 31 марта 2016 г. (далее - решение от 31 марта 2016 г.) утвержден Порядок учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении.

Решением названного органа местного самоуправления N 40 от 31 марта 2016 г. (далее - решение Совета от 31 марта 2016 г. N 40) внесены изменения в п. 1.2 Положения о порядке назначения и проведения опроса граждан на территории муниципального образования "Наримановский район", утвержденного решением этого же органа от 29 мая 2015 года N 23, согласно которым опрос граждан для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления муниципального образования "Наримановский район" и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Астраханской области не проводится по вопросу о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении.

Приведенные решения органа местного самоуправления вступили в силу со дня их официального опубликования, обнародованы путем размещения на официальном сайте муниципального образования "Наримановский район" 31 марта 2016 г., в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", электронном информационном стенде, расположенном в здании администрации района.

Бузгулов Д.Ш. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных муниципальных правовых актов в связи с несоответствием пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, части 1 статьи 9.1 Закона Астраханской области от 12 ноября 2014 г. N 71/2014-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области", ссылаясь при этом на нарушение оспариваемыми решениями его прав и прав находящихся по его опекой несовершеннолетних детей.

Определением Астраханского областного суда от 6 июня 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 7 июля 2016 г., производство по делу в части требований о признании недействующим решения Совета от 31 марта 2016 г. N 40 прекращено на основании части 3 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с его отменой решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 10 мая 2016 года N 53.

Решением Астраханского областного суда от 6 июня 2016 г. в удовлетворении требования о признании недействующим решения от 31 марта 2016 г. отказано.

В апелляционной жалобе Бузгулов Д.Ш. просит решение суда первой инстанции отменить или изменить, как основанное на неверном применении норм материального права при неправильно определенных обстоятельствах, имеющих значение для дела и в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Относительно апелляционной жалобы Советом муниципального образования "Наримановский район" и участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отменить решение суда ввиду неправильного применения норм права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в рамках компетенции Совета муниципального образования "Наримановский район" при соблюдении требований действующего законодательства, указав при этом, что оспариваемое решение само по себе не нарушает прав истца на участие в местном самоуправлении.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для признания решения Совета муниципального образования "Наримановский район" от 31 марта 2016 г. N 39 недействующим по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации, является вопросом местного значения муниципального района.

Как следует из буквального толкования содержания частей 10 и 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, а если речь идет о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации такой организации не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Федеральный закон N 131-ФЗ, устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, перечень которых, как правильно констатировал суд первой инстанции не является исчерпывающим, и определяла какие вопросы подлежат разрешению на местном референдуме (статья 22), сходе граждан (статьи 25, 25.1), собрании граждан (статья 29), прямо указал в части 1 статьи 31, что мнение населения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти выявляется путем опроса граждан, проводимого на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Более того, федеральный законодатель в названной статье закрепил обязанность органа местного самоуправления определить порядок назначения и проведения опроса граждан уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 4), установил необходимость принятия решения о назначении опроса граждан представительным органом муниципального образования, а также какие вопросы должны быть урегулированы в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе (часть 5), а также предусмотрел, что информирование жителей муниципального образования о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения (часть 6).

Пунктом 1 статьи 9.1 Закона Астраханской области N 71/2014-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области" также определено, что порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и названным региональным законом.

Уставом муниципального образования "Наримановский район", принятым решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 9 декабря 2011 г. N 42, установлено, что для выявления мнения населения и его учета при принятии решения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти, на всей территории или на части территории муниципального района проводится опрос граждан (пункт 1 статьи 25).

Во исполнение названных законоположений решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 29 мая 2015 г. N 23 утверждено Положение о порядке назначения и проведения опроса граждан на территории муниципального образования "Наримановский район".

Сопоставительный анализ приведенных правовых предписаний федерального и регионального законодателей, а также содержащихся в нормативных правовых муниципальных актах с нормами Порядка учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении, утвержденного решением Совета муниципального образования "Наримановский район" N 39 от 31 марта 2016 г., установившего иную форму выявления мнения населения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, позволяют сделать однозначный вывод о его противоречии законодательству, имеющему большую юридическую силу.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При таком положении обжалуемое судебное постановление является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Астраханского областного суда от 6 июня 2016 г. отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления Бузгулова Д.Ш.

Признать недействующим решение Совета муниципального образования "Наримановский район" N 39 от 31 марта 2016 г. "Об утверждении Порядка учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении" со дня его принятия.

Возврат к списку