Печать

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 октября 2017 г. N 1-АПГ17-15

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Селиверстова С.А. на решение Архангельского областного суда от 25 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Тарасова Сергея Александровича и Селиверстова Сергея Александровича о признании неправомочным состава муниципального Совета муниципального образования "Ерцевское" Коношского района Архангельской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

по результатам выборов, состоявшихся 18 сентября 2016 года, состав муниципального Совета муниципального образования "Ерцевское" Коношского района Архангельской области (далее - муниципальный Совет) был сформирован из 10 депутатов.

В период с марта по апрель 2017 года досрочно прекращены полномочия четырех депутатов, включая Тарасова С.А. и Селиверстова С.А., которые обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании неправомочным состава муниципального Совета.

В обоснование заявленных требований указали на то, что в соответствии со статьей 15 Устава муниципального образования "Ерцевское" муниципальный Совет состоит из 10 депутатов, избирается сроком на 5 лет и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

По мнению административных истцов, в результате досрочного прекращения полномочий четырех депутатов представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, что является основанием для его признания таковым в судебном порядке.

Определением Архангельского областного суда от 29 июня 2017 года административные дела по административным искам Тарасова С.А. и Селиверстова С.А. объединены в одно производство.

Решением Архангельского областного суда от 25 июля 2017 года в удовлетворении административных исков отказано.

В апелляционной жалобе Селиверстов С.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В силу пункта 2 части 16 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Согласно статье 15 Устава муниципального образования "Ерцевское", утвержденного решением двадцать четвертой сессии муниципального Совета второго созыва муниципального образования "Ерцевское" от 14 мая 2010 года N 103 (далее - Устав), муниципальный Совет муниципального образования "Ерцевское" является постоянно действующим и единственным представительным органом муниципального образования "Ерцевское" (пункт 1), состоит из 10 депутатов (установленная численность депутатов муниципального Совета муниципального образования "Ерцевское") (пункт 2), избирается жителями муниципального образования "Ерцевское" сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам.

Срок полномочий муниципального Совета муниципального образования "Ерцевское" начинает исчисляться со дня голосования на выборах, на которых муниципальный Совет муниципального образования "Ерцевское" был избран в правомочном составе. Муниципальный Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (пункт 3).

Из содержания приведенных норм следует, что состав муниципального Совета и его заседания правомочны при условии избрания в Совет не менее двух третей (7 депутатов) от установленной численности депутатов (10 депутатов).

Суд установил, что муниципальный Совет был избран в полном составе (10 депутатов), на момент разрешения дела муниципальный Совет состоял из 6 действующих депутатов, то есть менее двух третей от установленной численности депутатов, определенной Уставом.

Статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 8).

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 данной статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего (пункт 9).

Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", статьей 7 Устава установлено, что муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В соответствии со статьей 16 Устава основной формой деятельности муниципального Совета являются сессии (пункт 1). Сессия муниципального Совета правомочна, если на ней присутствует не менее половины от установленной численности депутатов муниципального Совета (пункт 6).

Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку в составе муниципального Совета осталось 6 депутатов, что более половины от установленной Уставом общей численности депутатов, данный представительный орган вправе проводить сессии и принимать решения вопросам местного значения, в том числе по вопросу назначения дополнительных выборов, за исключением вопросов, требующих принятия квалифицированным большинством голосов депутатов.

В силу пункта 10 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Как следует из материалов дела, препятствия для проведения дополнительных выборов, предусмотренные пунктом 10 статьи 71 вышеназванного Федерального закона, отсутствуют, поскольку действующий состав муниципального Совета избран 18 сентября 2016 года на пятилетний срок.

Судом также установлено, что постановлением Коношской территориальной избирательной комиссии от 14 июня 2017 года N 6/10 дополнительные выборы депутатов муниципального Совета назначены на 10 сентября 2017 года.

Принимая во внимание, что состав муниципального Совета может быть восполнен в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд правомерно посчитал, что оснований для удовлетворения административного иска и признания неправомочным состава муниципального Совета нет.

Кроме того 10 сентября 2017 года состоялись дополнительные выборы депутатов в муниципальный Совет, в результате которых численность депутатов представительного органа стала соответствовать численности, закрепленной в Уставе.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Архангельского областного суда от 25 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Селиверстова С.А. - без удовлетворения.

Возврат к списку